Сможет ли амнистия капиталов помочь в борьбе с бедностью в Украине. Колонка Екатерины Назимко



Планируется, что амнистия капиталов коснется каждого гражданина Украины. Но реально ли её реализовать в нынешних обстоятельствах?

Реализация идеи амнистии капиталов уже стала одной из самых дискуссионных идей, о которой заявили в команде новоизбранного Президента Украины. Смысл состоит в том, чтобы начать строительство экономики “с чистого листа”.

Якобы именно этот механизм позволит олигархам без негативных последствий для себя вернуть значительные капиталы на родину, реинвестировать их в экономику, что в будущем будет способствовать улучшению инвестклимата.

В команде Владимира Зеленского говорят о том, что для реализации этой идеи нужно всего ничего – после переизбрания парламента, в результате чего будет сформировано новое большинство и правительство, достаточно будет принять соответствующий пакет законов, которые якобы запустят процесс амнистии капиталов и перезапуска экономики.

Но так это не делается. Почему? В Украине не заложены основы инфраструктуры справедливости. И одним решением об амнистии капиталов эту ситуацию не исправить. Приведу два примера.

Как наемные работники, украинцы – одна из самых инициативных и законопослушных наций, когда речь идет о заработках в Европе.

Согласно данным Службы социального страхования Польши (ZUS), украинцы – самые добросовестные плательщики взносов на социальное страхование среди всех официально трудоустроенных иностранцев.

Из общей цифры в 610 тысяч гастарбайтеров, более 454 тысяч украинцев платят социальные взносы. На втором месте с большим отрывом белорусы – их 36 тысяч человек.

А украинские предприниматели все охотнее открывают бизнес в странах Европы. Они готовы легально оформлять свой бизнес и платить высокие налоги.

Парадокс в том, что как только речь заходит об Украине, наши соотечественники почему-то охотнее используют различные серые и полулегальные схемы – от теневой занятости и до сокрытия реальных доходов.

Поэтому одним решением об амнистии капиталов эту проблему не решить. Опыт разных стран показывает, что данная идея не работает без таких важных компонентов как условные “кнут” и “пряник”, а также гарантий анонимности.

Например, в 2004 году в целом успешной Бельгии инициатива по амнистии капиталов провалилась. Бельгийцы, которые хотели бы вернуть деньги в страну и не иметь проблем с законом, должны были уплатить разовый 6% налог.

Однако в итоге удалось привлечь только около 17 млрд евро, а это, по оценкам экспертов, было приблизительно лишь 1/10 от всех иностранных активов граждан Бельгии.

Главная причина такого “инвестиционного саботажа” заключалась в отсутствии стимулов – ни уголовной ответственности, ни штрафов для тех, кто не пожелает амнистировать свои капиталы не предполагалось.

А еще – желающим в такой способ легализировать свои капиталы не гарантировалась полная анонимность.

В Аргентине на протяжении в 1995-2004 годах семь раз пытались реализовать идею с амнистией капиталов, но каждый раз инициатива не находила должного отзыва среди граждан.

Среди причин – неудачная информационная кампания и отсутствие понятных “правил игры” и гарантий от государства.

Какие выводы для Украины? Для начала нужно создать предпосылки для успешной реализации таких сложных идей. В нынешнем ее виде – это сущий популизм.

Во-первых, амнистия капиталов еще не значит, что они вернуться в Украину. У нового правительства должен быть пошаговый план, для чего эти деньги нужны украинской экономики. Причем, как для крупных инвесторов, так и для рядовых граждан.

Каждый должен понимать, во что он вкладывает свои деньги, какую пользу получит он, а какую – государство. И действительно ли принесет это благополучие для всех.

Во-вторых, вместе с амнистией капиталов следует ввести обязательное декларирование доходов для всех украинцев.

В-третьих, для народных депутатов, президента, министров, судей, чиновников, а также для их родственников – необходимо ввести еще и декларацию о расходах.

В-четвёртых, нужны успешные примеры борьбы с коррупцией на уровне топ-чиновников. Когда за нанесение масштабного урона государственной казне, сокрытие налогов в больших объемах или за использование схем – будут не просто открывать уголовные дела, но и давать реальный тюремный срок.

Для этого нужна эффективная работа антикоррупционных органов и судов. Надежда есть – в Украине уже до конца этого года должен заработать Антикоррупционный суд.

В-пятых, если внедрять идею с амнистией капиталов, важно обеспечить безопасность персональных данных. Именно киберзащита должна стать основной гарантией для инвесторов, которые решили легализировать свои капиталы.

Данные должны быть надежно защищены от происков мошенников.

И последнее. Необходим диалог как на вертикальном уровне “государство – граждане”, так и на горизонтальном – на повседневном уровне межличностных отношений.

Важным компонентом будет работа общественных организаций, но транспарентность должна стать трендом среди украинцев. И об этом нужно говорить с будущими гражданами еще со школьной скамьи.

Источник – Бизнес.Цензор