Наука и образование. Почему нам не расскажут о них на дебатах. Колонка Екатерины Назимко



Вряд ли сейчас в Украине найдется тема, о которой не говорят в контексте избирательной гонки. Накануне второго тура выборов активность кандидатов зашкаливает, в соцсетях – масштабные баталии, 80% новостей в СМИ – так или иначе, связаны с именами основных претендентов на пост главы государства. Украинцы ждут дебатов двух основных кандидатов с таким нетерпением, как будто это долгожданный концерт легендарной рок-группы, приезжающей раз в десять лет. Символично, что они могут состояться на стадионе.

Что мы реально услышим во время дебатов? Думаю, каждая команда готовит шоу и тщательно продумывает сценарий мероприятия. А вот прозвучат ли в выступлениях кандидатов хоть какие-то смыслы, дающие надежду на завтрашний день?

В этом вопросе ключевое словосочетание – «завтрашний день». По данным Национального экзит-полла, ядро протестного электората Владимира Зеленского – 56,6%, – составляют молодые украинцы в возрасте 18-29 лет. По моему мнению, их главный мотив на выборах заключается в одном слове – перспектива.

А что дает перспективу? Образование и развитие науки. А дальше – самореализация, профессиональный рост, возможность найти хорошую работу и конкурентную заработную плату. Со всем этим в Украине проблемы.

Их истоки – в приоритетах политических элит, заточенных на популизм.

Вы не услышите в публичных выступлениях кандидатов слов «образование», «наука». Они готовы укреплять армию, снижать тарифы, бороться за справедливость, но не ощущают пульсирующей повестки дня – мир давно изменился.

Информация, инновации, знания, исследования – основы конкурентных экономик мира, товар будущего. Но самая прогрессивна часть общества об этом так и не услышит.

К сожалению, в программах кандидатов вы не найдете внятных предложений по реформированию образования и развитию науки. Общие фразы и набор клише. Так же, как и во время публичных интервью и выступлений.

В программе Владимира Зеленского много раз звучит слово «образование», но из конкретных шагов только предложение давать образовательный ваучер каждому «школьному гению». Кто будет определять «гениев»? Как будут распределяться государственные средства? Вопросов масса. Ответы вряд ли мы услышим.

В программе Петра Порошенко конкретики тоже немного.

«Мы гармонизируем структуру и содержание нашего образования и науки с европейскими стандартами, приведем структуру подготовки кадров в соответствие с потребностями экономики и требованиями конкурентоспособности страны», – но каким образом, непонятно. Точно так же, без конкретики, президент обещает «поддержку украинской науки и содействие ее тесному взаимодействию с реальным сектором».

Вам кажется, что этого достаточно? Мне – нет. Украинские ученые указывают на ошибки властей за последние 5 лет, и небезосновательно считают, что для науки сделано очень мало. Дело не только в дефиците денег. Нет визионерства, нет политической воли, но зато есть формализм. Вместо того чтобы спринтерскими темпами развивать науку, мы топчемся на месте.

Простой пример. Еще в 2015-м году Украина вошла в Европейское исследовательское пространство. Это дает шанс стать частью международных научных кластеров. Но для реализации программы на государственном уровне нужно было разработать Дорожную карту. В МОН ее утвердили спустя три года, в марте 2018-го года. То есть, три года ушло только на разработку, по сути, технического документа!

Я не буду детально писать о рейтингах Украины в Bloomberg Innovation Index или о том, в какой сотне среди самых престижных вузов планеты находятся украинские университеты. Google подскажет.

Для меня дебаты накануне второго тура выборов – повод убедиться в том, что сегодня политические элиты не делают ставки на образование, науку и инновации. Но я уверена – уже в ближайшие несколько лет ситуация кардинально измениться. В Украине образовался общественный запрос на качественное образование, на новое качество жизни. И тот, кто его удовлетворит – сможет уже в ближайшие годы получить серьезную поддержку молодых поколений украинцев.

Специально для “УП